Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

Perrino

29.07.2016

Сначала только актер, затем очень скоро драматург и режиссер, впоследствии также вдумчивый исследователь творчества Шекспира, общественный деятель, интересующийся социализмом, Харли Гренвилл-Баркер был человеком широкообразованным. Он неизменно находился в гуще всех самых острых современных проблем, относящихся не только к театральной области. Недаром Бернард Шоу, очень скоро разглядевший все ценные качества своего юного друга, назвал его «самым тонким, безусловно самым интеллигентным деятелем современного театра». В первые годы нового века не было никого из английских деятелей театра perrino, кто бы так близко стоял к Шоу, понимал бы его драматургию столь глубоко и совершенно, кто бы посвятил ряд лет жизни убежденной пропаганде его пьес, как Баркер,- этот вывод можно сделать без всякой натяжки. В высшей степени соответствовал он требованию Шоу о передовом художнике сцены, активном участнике прогрессивных движений времени. Вовлеченный своим старшим наставником в Фабианское общество, Гренвилл-Баркер читал лекции о социальном аспекте искусства; современный театр представлялся ему также школой морали. Вместе вели Шоу и Баркер сражения за создание в Англии постоянного Национального театра, вместе размышляли о социалистических преобразованиях общества. Английский театральный критик Макс Бирбом, почти полностью повторив слова Шоу о Терри, заметил, что жизнь захватывала и поглощала Баркера всегда больше, чем театр. Когда Баркер выступал в качестве актера, его занимали не только личные страсти персонажей, он неизменно старался приблизиться к осознанию решающих общественных идей времени.

Вторично судьба уготовила Шоу-драматургу встречу с современным художником лирического склада. Лиризм искусства Гренвилла-Барке-ра заметно отличался от лиризма образов Стеллы Патрик Кэмпбелл. Это был лиризм своеобразного иронически-раздумчивого исследования действительности и человека. Баркера-актера интересовали на сцене не только трепет чувств, нежные оттенки эмоций, но и движение мысли - процесс раздумья, подчас язвительный в своем ходе, иной раз грустный в итогах. Десмонд Маккарти писал об «интеллектуальных эмоциях», доносимых актером. Критическое, нередко и скептическое отношение к действительности - знаменитый скептицизм англосакса! -обусловливало поведение Баркера на сцене и в быту. Интеллектуальность составляла отличительную черту его таланта - чаще всего созерцательная, углубленная сосредоточенность мысли. Эти качества искусства актера пришлись весьма кстати при исполнении всех ролей в драмах Шоу. Второй раз подтверждалось, что публицистическим, социальным пьесам Шоу вовсе не чужды лирические актерские дарования.