Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

Основа человеческого мировосприятия

01.10.2016

В синкретическом союзе прямого и иносказательного смыслов здесь тайно схвачена едва ли не осевая проблема диалогического взаимодействия людей: сквозь «специальное» («Оно») - к «человеческому» («Ты»), если воспользоваться буберовской местоименной терминологией. С проекцией на занимающий нас библейский эпизод это выглядит так: Адам физически «скрывается» от Бога в момент стыда, и наше внимание сосредоточено на процедурных, технических, «специальных» аспектах этого поступка. Именно: где находился? где спрятался? когда и как все это случилось?.. То есть наше внимание сосредоточено на различных аспектах «Оно». Однако сквозь этот «специальный», информативный пласт просвечивает иной, как бы , глубже залегающий - «человеческий»: Адам впервые обращается к себе - в поисках себя; ищет в себе то, что «скрывается» от него самого. Или так: нечто, пребывающее в нем, ищет его, - ведь «мы не всегда здесь» (Бубер). Я понимаю это так: мы не всегда пребываем там, где находимся. Конечная цель диалога - не познание, не решение отраслевых задач, а встреча «всего человека» со «всем человеком». Диалог - это «дорога к другу» - через завалы «специальных» смыслов, познавательных процедур, утилитаристских вожделений. Для Бубера библейский эпизод - очевидный аналог его собственной трактовки диалогического общения, причем аналог эталонный. И вот почему. В любой реальной житейской ситуации - в преддверии диалога - Господь являет себя в персонифицированном, символическом обличье - в форме конкретного собеседника - «Ты». Таким способом он вовлекает «вторую сторону» - «Я» - в труд общения: вживаясь в «Ты» (напомню: без утраты собственной уникальности), теперь надлежит устранить в границах его всякую предметность, - - вызволить его из цепких прагматических лап пространства и времени, причин и следствий, ибо только при этом условии движение к собеседнику обретет достоинство изобильной и бескорыстной обращенности к Богу. Возьмите новогодние туры в рим.

Согласно Максу Шелеру, основу человеческого мировосприятия и миропознания составляет «сопротивление вещей». Самой идеи «сопротивления» Бубер не оспаривает, однако рассматривает его как подготовительную ступень и предпосылку неизмеримо более высокой формы участия человека в работе мира.