Авторизация



Напомнить пароль
Регистрация

Эстетическая организация среды

03.10.2017

Чуть сдвинутая влево от главной оси Пропилей, в трех десятках метров от них, возвышалась, лицом к входящему, семиметровая статуя Афины Воительницы (Промахос), созданная Фидием. Она возникала в ощутимом единстве с Парфеноном — архитектурным воплощением образа богини. Отсюда начиналась священная дорога, обозначавшаяся оградами и подпорными стенками; по этой дороге следовали шествия к главному, восточному, фасаду Парфенона, и перед ними раскрывались все новые пространственные картины, все новые ракурсы зданий. Торжественное шествие во время Панафинейских торжеств направлялось от Агоры, обходя Акрополь с востока и далее вдоль его южного склона. Здесь ориентиром становился миниатюрный храм Нике Аптерос (Победы, лишенной крыльев, чтобы навсегда остаться в Афинах), поставленный в 449—421 гг. до н.э. на могучем бастионе, Пиргосе, существовавшем еще с микенских времен. Совершенно естественная постановка этого храма-ориентира, отмечавшего начало подъема на холм, вызвала еще одну «неправильность»: правое крыло Пропилей не смогло получить такое же развитие, как левое, и осевая композиция здания превратилась в асимметричную. Зрительное равновесие всей системы, достигнутое при этом, безупречно. У вас проблемы с зубами? Узнайте стоимость съемных протезов в клинике Парацельс. Здесь окажут помощь на самом высоком уровне.

Проход между западным и восточным портиками Пропилей обрамлен ионическими колоннами. Здесь открыто заявлена одна из главных особенностей архитектуры Акрополя: гибридность, смешение черт дорического и ионического ордеров. Колонны прохода перекликаются со стоящим по соседству ионическим храмом Нике Аптерос. «Гибридность», однако, не ограничена такими сопоставлениями. Дорические колонны Пропилей и Парфенона необычно стройны, необычно легки лежащие на них антаблементы — дорика полна чисто ионической стройности. Аналогию подчеркивают введенные в нее детали, обычные для ионического ордера, как барельефный фриз с изображением панафинейского шествия, обходящий вокруг целлы Парфенона. С другой стороны ионические портики Эрехтейона имеют высокие антаблементы — почти как в дорическом ордере; по-дорически крепки, приземисты колонны храма Нике Аптерос, введены в эту постройку и детали, характерные для дорики. Последовательно и тонко осуществленный синтез особенностей двух ордеров — синтез женской грации и мужской силы — наделен многослойным содержанием. Он воплощает, во-первых, черты характера, приписывавшегося богине-покровительнице Афин. Согласно преданиям, Афина сочетала девичью красоту с пророческой мудростью и грозным могуществом; была она и покровительницей «разумной» войны, подчиненной полководческой мудрости и воинской этике (и в этом противостояла буйному Аресу). Синтез ордеров, во-вторых, символизировал соединение материковой дорической культуры с ионийской культурой островов Эгейского моря и малоазийских колоний, отвечавшее политическим притязаниям Афин того времени.